Учет в недропользовании

Бухгалтерский и налоговый учет предприятия до момента получения контракта на недропользование должен осуществляться в общеустановленном порядке, т.е. доходы и расходы учитываются в момент получения дохода и понесения расходов на счетах 6 и 7 разделов Типового плана счетов.
Единственный стандарт, применяемый в бухгалтерском учете недропользователей, является Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6
«Разведка и оценка запасов полезных ископаемых», в пункте 5 которого определено: «Предприятие не должно применять настоящий МСФО (IFRS) при учете затрат, понесенных им:
а) до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, таких как затраты, понесенные до получения предприятием юридических прав на производство разведочных работ на определенной территории.
b) после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых.»
Таким образом, МСФО (IFRS) 6 применяется для учета процесса разведки и не применяется при учете процесса добычи полезных ископаемых, предполагая, что в данном случае применяются общепринятые МСФО.
Контракты на недропользование могут быть различные: на разведку полезных ископаемых, на добычу полезных ископаемых, на совмещенную разведку и добычу, а также могут быть контракты по отдельным контрактным территориям.
В зависимости от вида контракта, Компания разрабатывает Учетную политику, общими принципами которой являются:
— затраты в период до получения контракта относятся на расходы в общеустановленном порядке;
— затраты по контрактам на разведку полезных ископаемых капитализируются;
— затраты по контрактам на разведку и добычу полезных ископаемых вначале капитализируются, а затем при осуществлении добычи списываются на счета производственного учета, на которых формируется себестоимость добытых полезных ископаемых.
Исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 722 Налогового Кодекса, то есть для недропользователей осуществляющих свою деятельность в налоговом режиме, определенном в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года.
Недропользователь-нерезидент, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование, дополнительно подлежит налогообложению в соответствии со статьями 288, 300, 313 и 652 Налогового Кодекса, то есть уплачивают также налог на чистый доход по постоянному учреждению по ставке 15%.
Недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) в случае исчисления по такому месторождению (группе месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта) налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и по ставкам, которые отличаются от установленных настоящим Кодексом.
Данное положение не распространяется на контракты по добыче общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, лечебных грязей, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей.
Недропользователь, осуществляющий добычу нефти, минерального сырья, подземных вод, а также лечебных грязей, добыча которых не предусмотрена условиями контракта на недропользование, и запасы которых утверждены уполномоченным органом по изучению и использованию недр, обязан производить по ним уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке, установленном настоящим Кодексом, до внесения соответствующих изменений и дополнений в контракт на недропользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Если право недропользования по одному контракту на недропользование принадлежит нескольким физическим и (или) юридическим лицам в составе простого товарищества (консорциума), налогоплательщиком по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан, выступает каждый участник простого товарищества (консорциума).
Если право недропользования по одному контракту на недропользование принадлежит нескольким физическим и (или) юридическим лицам в составе простого товарищества (консорциума), то по деятельности, осуществляемой по такому контракту на недропользование, участники простого товарищества (консорциума) обязаны определить уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета по такой деятельности.
Уполномоченный представитель участников простого товарищества (консорциума) обязан вести сводный налоговый учет по деятельности, осуществляемой по контракту на недропользование, в соответствии с требованиями Налогового Кодекса.
В случаях осуществления операций по недропользованию в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции в качестве такого уполномоченного представителя выступает оператор.
Полномочия уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), в том числе оператора, должны быть подтверждены в соответствии с требованиями статьи 16 или 17 Налогового Кодекса, то есть Уполномоченный представитель должен подтвердить свои полномочия. Полномочия подтверждаются договором или нотариальным заверением.
Исполнение налоговых обязательств по контракту на недропользование производится участником (участниками) простого товарищества (консорциума) и (или) уполномоченным представителем участников простого товарищества (консорциума), ответственным за ведение сводного налогового учета по такой деятельности, на основании данных сводного налогового учета. При этом исполнение налоговых обязательств по представлению форм налоговой отчетности осуществляется участниками простого товарищества (консорциума) самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 статьи 722 Налогового Кодекса (касается контрактов по разделу продукции).

Изменения в налогообложении недропользователей

Бонус коммерческого обнаружения упраздняется как вид налога с 1 января 2019г.
Не является плательщиком платежа по возмещению исторических затрат недропользователь, осуществляющий деятельность в рамках лицензии на разведку или добычу ТПИ, при одновременном соблюдении следующих условий:
— лицензия на разведку или добычу ТПИ выдана после 31 декабря 2017 года;
— территория, на которую предоставлена лицензия на разведку или добычу ТПИ, не входит в территорию, на которую до 1 января 2018 года предоставлялось право недропользования по контрактам на недропользование (п.2 ст.732 НК РК).
С 1 января 2018 года не являются плательщиками налога на сверхприбыль недропользователи, осуществляющие разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых(п.2 ст.753 НК РК).

Снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых (ст.736 – 751 НК РК)
1. Ставка НДПИ на олово снижена до 3%
2. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для эксплуатации мест размещения туристов в соответствии с законодательством РК о туристской деятельности, будет облагаться

Чтобы получить полную версию необходимо оформить подписку на сайт либо оплатить по карте каспи на номер 8747 9498375. По всем вопросам обращаться на номер 8707 3839672

Скачать документ полностью

Добавить комментарий