Применение МСФО в Республике Казахстан

 

Применение МСФО в Республике Казахстан

В Казахстане продолжается последовательная реформа системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности по переходу на МСФО.

Основными общими препятствиями внедрения МСФО в Казахстане, преодоление которых будет сложным, являются:

  1. Отсутствие перевода МСФО на государственный язык. Отсутствие перевода МСФО на государственный язык — это значительная и реальная проблема.
  1. При трансформации финансовой отчетности, а в дальнейшем, на практике составления финансовой отчетности, крайне затруднительно будет учитывать такой принцип МСФО, как приоритет экономического содержания над юридической формой.

Налоговое законодательство требует документального подтверждения операции или события, тогда как для МСФО главное само по себе событие, признание и раскрытие которого, может отличаться от его юридической формы.

  1. Отражение активов и обязательств по справедливой или рыночной стоимости.

Бухгалтера привыкли к строгому регламенту отражения в учете объектов учета по фактически произведенным расходам. При этом понятия справедливой и рыночной стоимости, их общность и различия могут быть для них трудноразличимы. Это может стать причиной неосознанных или осознанных манипуляций со стоимостью, что в конечном итоге влияет на финансовую отчетность.

  1. Раскрытие информации о зависимых сторонах, которую в наших условиях, в ряде случаев, получить невозможно.
  1. Противоречия с гражданским и налоговым законодательством. Бухгалтерский учет, его терминология и понятия являются составной частью законодательства, внедрение МСФО неизбежно повлечет конфликт, так как некоторые положения противоречат, соответствующим нормам действующего законодательства.

После принятия МСФО перед нами возникнет новая задача -корректировка гражданского и налогового законодательства. Например, законодательство по лизингу определяет его объект как обязательно переходящий по окончании срока финансовой аренды в собственность лизингополучателя. Для МСФО, в то же время, это обстоятельство может и не наступить, так как объект лизинга может и не переходить в собственность арендатора.

Принцип МСФО о приоритете сущности над юридической формой долго будет являться предметом непонимания контролирующими органами. Суть его такова, что, какой бы ни была юридическая форма события, оно оценивается по своим принципам признания и раскрытия.

Сложность восприятия МСФО заключается в том, что у нас кодифицированное законодательство. Гражданский кодекс регулирует товарно-денежные отношения, которые в финансовой отчетности могут раскрываться по правилам раскрытия и на основе профессионального суждения бухгалтера, предусмотренными МСФО. Это может соответство­вать так называемому прецедентному праву, применяемому, например, в США. У нас профессиональное суждение бухгалтера может вызвать непонимание налогового инспектора, финансового полицейского, судьи и др. — в случае проведения ими соответствующих мероприятий. Например, предприятие обоснованно оценит свои товары по цене возможной продажи, то есть ниже их себестоимости. Руководствуясь стереотипами, государственные контролеры могут усмотреть в этом факт предполагаемых ими злоупотреблений. Перечисленные сложности перехода более или менее значимы, но они, в целом, будут преодолены не сразу. Необходимо учитывать неоднозначный уровень бухгалтерского состава, отсутствие практической литературы и разработок, недостаток квалифицированных кадров и т. д. В целом, надо быть готовым к тому, что применение МСФО у нас займет продолжительное время.

Переход на Международные стандарты финансовой отчетности представляет собой акцию государственного масштаба, которая затронет многие сферы экономики. Известно, что на основе данных финансовой и статистической отчетности предприятий формируются макроэкономические показатели экономики государства. Данные бухгалтерского учета во многом являются базой для исчисления налоговых обязательств налогоплательщиков и служат основой для бюджетного планирования. Все эти обстоятельства предполагают предварительную и масштабную подготовку к переходу на МСФО, с участием заинтересованных государственных органов.

Международные стандарты финансовой отчетности, которые разработаны Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компании. Именно в качестве управления и прозрачности информации станут теми критериями, на которые будут ориентироваться инвесторы и кредиторы, выбирая объекты для вложения средств.

Первыми в Казахстане на МСФО перешли финансовые организации, являющиеся мобильной частью мирового рынка. На основании проделанной работы можно выделить основные проблемы, возникающие в процессе перехода и применения МСФО.

Во-первых, МСФО сегодня претерпевают серьезные, в отдельных случаях концептуальные изменения. С одной стороны, необходимо решить непростую задачу перевода МСФО на государственный и русский языки. С другой стороны, неясно, ориентироваться ли при этом на старые, пока действующие стандарты, которые в недалекой перспективе будут заменены новыми, либо на более современные, но пока не утвержденные Комитетом по МСФО и которые в дальнейшем могут значительно измениться.

Стержневым барьером при переходе на МСФО является недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы понимать и принимать МСФО. На сегодняшний день на рынке труда наблюдается постоянный дефицит квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, а с переходом на МСФО эта проблема ещё более усугубляются. Практика показывает, что повсеместный дефицит современных, стратегически мыслящих бухгалтеров наблюдается не только в сфере бизнеса, но и на государственной службе и в научно-преподавательской среде.

Казахстанские стандарты бухгалтерского учета разработаны на основе МСФО, однако в МСФО имеются нормы, которые являются абсолютно новыми для отечественных. Так, в казахстанских стандартах не существует аналогов таким   МСФО, как «Сегментная отчетность», «Информация, отражающая влияние изменения цен», «Учет государственных субсидий и раскрытия информации и государственной помощи», «Объединение бизнеса», «Затраты по займам», «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», «Прибыль на акцию», «Обесценивание активов», «Резервы, условные обязательства и условные активы» и др. Вместе с тем, в МСФО отсутствуют стандарт, учитывающие специфику отдельных отраслей экономики — «Учет и отчетность нефтегазовой деятельности», «Учет и отчетность брокерских и дилерских организаций».

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО и МСА заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом.

Следовательно, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках .

В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в экономике и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен — в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным обществам.

 

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля