Подготовка годовой финансовой отчетности

Основные этапы подготовительной работы

Перед составлением бухгалтерской отчетности проводится следующая подготовительная работа:

1) проверяются данные первичных учетных документов ;

2) проводится инвентаризация имущества;

3) проводится сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;

4) уточняется оценка статей бухгалтерского баланса;

5) проверяются записи на всех счетах;

6) проводятся закрытие необходимых счетов и реформация баланса;

7) составляется оборотно-сальдовая ведомость, в которой по необходимости указывают все откорректированные данные и дополнительные записи.

 

Первичные учетные документы – основа бухгалтерского учета

В ходе данного этапа проверяются полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на основании первичных документов отчетного года, ликвидируется несоответствие данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов.

Все обработанные документы должны соответствовать установленным формам.

В вопросах оформления первичных учетных документов следует руководствоваться нормами  Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон) и Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241(далее Правила)  а именно:

– применять документы по специальному перечню, утвержденному   Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».
.
В указанный перечень вошли:

1) форма КО-1 согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) форма КО-2 согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) форма КО-3 согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) форма КО-4 согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) форма КО-5 согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) форма Д-1 согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) форма Д-2 согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) форма Т-1 согласно приложению 8 к настоящему приказу;

9) форма Т-2 согласно приложению 9 к настоящему приказу.

10) форма Т-3 согласно приложению 10 к настоящему приказу;

11) форма А-1 согласно приложению 11 к настоящему приказу;

12) форма А-2 согласно приложению 12 к настоящему приказу;

13) форма А-3 согласно приложению 13 к настоящему приказу;

14) форма А-4 согласно приложению 14 к настоящему приказу;

15) форма А-5 согласно приложению 15 к настоящему приказу;

16) форма ДА-1 согласно приложению 16 к настоящему приказу;

17) форма ДА-2 согласно приложению 17 к настоящему приказу;

18) форма ДА-3 согласно приложению 18 к настоящему приказу;

19) форма ДА-4 согласно приложению 19 к настоящему приказу;

20) форма БА-1 согласно приложению 20 к настоящему приказу;

21) форма БА-2 согласно приложению 21 к настоящему приказу;

22) форма БА-3 согласно приложению 22 к настоящему приказу;

23) форма ОC-1 согласно приложению 23 к настоящему приказу;

24) форма ОC-2 согласно приложению 24 к настоящему приказу;

25) форма З-1 согласно приложению 25 к настоящему приказу;

26) форма З-2 согласно приложению 26 к настоящему приказу;

27) форма З-3 согласно приложению 27 к настоящему приказу;

28) форма З-4 согласно приложению 28 к настоящему приказу;

29) форма З-5 согласно приложению 29 к настоящему приказу;

30) форма З-6 согласно приложению 30 к настоящему приказу;

31) форма З-7 согласно приложению 31 к настоящему приказу;

32) форма Инв-1 согласно приложению 32 к настоящему приказу;

33) форма Инв-2 согласно приложению 33 к настоящему приказу;

34) форма Инв-3 согласно приложению 34 к настоящему приказу;

35) форма Инв-4 согласно приложению 35 к настоящему приказу;

36) форма Инв-5 согласно приложению 36 к настоящему приказу;

37) форма Инв-6 согласно приложению 37 к настоящему приказу;

38) форма Инв-7 согласно приложению 38 к настоящему приказу;

39) форма Инв-8 согласно приложению 39 к настоящему приказу;

40) форма Инв-9 согласно приложению 40 к настоящему приказу;

41) форма Инв-10 согласно приложению 41 к настоящему приказу;

42) форма Инв-11 согласно приложению 42 к настоящему приказу;

43) форма Инв-12 согласно приложению 43 к настоящему приказу;

44) форма Инв-13 согласно приложению 44 к настоящему приказу;

45) форма Инв-14 согласно приложению 45 к настоящему приказу;

46) форма Инв-15 согласно приложению 46 к настоящему приказу;

47) форма Инв-16 согласно приложению 47 к настоящему приказу;

48) форма Инв-17 согласно приложению 48 к настоящему приказу;

49) форма Инв-18 согласно приложению 49 к настоящему приказу;

50) форма Р-1 согласно приложению 50 к настоящему приказу;

51) форма С-1 согласно приложению 51 к настоящему приказу

Формы первичных учетных документов могут быть утверждены республиканскими органами

государственного управления по согласованию с Минфином.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены приказом об учетной политике организации.

При проверке первичных документов следует обратить внимание на наличие подписей лиц, ответственных за оформленные этими документами операции (главного бухгалтера, руководителя и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, оформляемых организацией, утверждает руководитель по согласованию с главным бухгалтером.

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, если при выполнении данного этапа подготовительных работ обнаружится, что к учету приняты ненадлежаще оформленные документы, их необходимо переделать (если это внутренние документы) или получить от сторонней организации (если это документы, полученные от контрагентов) надлежаще оформленные документы. Если какие-либо документы утеряны, необходимо сделать их копии и заверить у организации-контрагента. На данном этапе работ обращается внимание на наличие электронных копий документов в формате pdf: некоторые из них надо подтвердить оригиналом.  Если же  у организации нет такой возможности, в бухгалтерском учете следует произвести сторнировочные записи по операциям, отраженным на основании ненадлежащим образом оформленных документов.

Проведение инвентаризации

При проведении инвентаризации следует руководствоваться  Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденным Приказом МФ РК от 31 марта 2015 года № 241. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию товарно-материальных запасов не менее одного раза в год.

Инвентаризация согласно учетной политике может проводиться с любой периодичностью (ежемесячно, раз в квартал и др.), но перед составлением годового отчета ее проведение обязательно. При этом инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов, основных средств рекомендуется проводить не ранее 1 ноября, денежных средств и обязательств – не ранее 1 декабря. Результаты годовой инвентаризации (выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета) должны найти отражение в отчетности не позднее декабря текущего года.

 

Проведение сверок расчетов с дебиторами и кредиторами

Одной из важных составляющих подготовки годовой отчетности является сверка расчетов с поставщиками и покупателями и прочими дебиторами и кредиторами. Необходимо заранее не дожидаясь 31 декабря составить акты сверки с контрагентами, например, по состоянию на 30 ноября отчетного года. При этом могут быть выявлены просроченные задолженности, по которым нужно будет принимать соответствующие меры.

 

Проведение переоценки

Одной из важных подготовительных работ перед составлением годового отчета является проведение переоценки  основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) и отражение ее результатов в учете по состоянию на 31 декабря. Желательно, чтобы переоценка проводилась только после окончания инвентаризации и установления фактического наличия основных средств. При обратной последовательности существует вероятность, что при инвентаризации будет обнаружен излишек или недостача какого-либо объекта, тогда придется корректировать результаты переоценки, исправляя бухгалтерские записи и переделывая ведомость переоценки и акт, фиксирующий ее результаты.

 

Оценка статей бухгалтерского баланса

Учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности.

Отдельные особенности применения видов учетной оценки на предприятиях устанавливаются в соответствии с их принадлежностью к малому, среднему и крупному предпринимательству (см. п.5 Правил.)

 

Проверка записей на счетах

На следующем этапе подготовительных работ необходимо проверить остатки на всех счетах бухгалтерского учета, провести сверку данных аналитического учета с данными синтетического учета и составить предварительный баланс.

В соответствии с пунктом  14 Правил субъект ведет бухгалтерский учет операций, связанных с наличием и движением активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, принятым субъектом, не противоречащим Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02 октября 2018 года № 877.

При этом не допускается наличие отрицательных остатков на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

Необходимо особо обратить внимание на сверку кассы и расчетного счета, остатки счетов по ним не должны быть отрицательными.

Эффективную помощь при проверке счетов оказывает функция «Экспресс проверка» в программе 1С-Бухгалтерия 8-ой версии.

Согласно п.11 Правил внесение изменений и удаление операций после закрытия отчетного периода возможно только с письменного разрешения главного бухгалтера.

В соответствии с п.12 Правил при проведении исправительных записей раскрываются содержание операции и причины исправления.

Исправительные и иные учетные записи оформляются бухгалтерской справкой, подписанной руководством субъекта и главным бухгалтером (или должностными лицами организации, обладающими правом первой и второй подписи банковских и финансовых документов) с приложением подтверждающих документов, и скрепляются печатью этой организации (при ее наличии).

Предварительный баланс – бухгалтерский баланс, составленный заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества и обязательств организации. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях.

Составление предварительного баланса позволит организации в ряде случаев упредить появление нежелательных результатов своей деятельности.

 

Закрытие операционных счетов и списание калькуляционных разниц

Закрытие операционных счетов и списание калькуляционных разниц осуществляются в системном порядке, т.е. соответствующими записями в системе синтетических и аналитических счетов, и в строго определенной последовательности. В первую очередь закрывают счета производств и отраслей, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные размеры встречных затрат; в последнюю очередь – счета с максимальными размерами встречных затрат и минимальным количеством потребителей.

Например, в учете производственного предприятия вначале следует закрыть счет по учету затрат вспомогательного производства(8310), затем счет «Основное производство»(8110) в разрезе цехов и счет накладных расходов(8410). Завершать эту работу нужно определением себестоимости продукции основного производства с определением стоимости незавершенного производства.

После закрытия счетов операционные счета входят в баланс в сумме затрат на незавершенное производство(1340).

 

На следующем этапе проводятся расчеты всех налогов за отчетный период.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом и банками должны быть согласованы с соответствующими организациями.

Налогоплательщики обязаны произвести сверку расчетов с бюджетом в порядке инвентаризации

расчетов и обязательств. Сверка расчетов с бюджетом предполагает сравнение данных налогоплательщика с данными, отраженными по соответствующему лицевому счету в налоговой инспекции, о суммах задолженностей или переплат по налогам и сборам (в т.ч. пеней и штрафов).

 

Определение конечного финансового результата

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). В порядке так называемой реформации баланса заключительными записями декабря должны быть сделаны в бухгалтерском учете внутренние записи по субсчетам, открытым к счету 5610 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года». Сумма чистой прибыли – кредитовое сальдо по  счету 5610 списывается в кредит счета 5710 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)., а убыток – в дебет счета 5710.

Заключительный этап подготовительных работ

Заключительным этапом выполняемых подготовительных работ по составлению бухгалтерской отчетности является составление оборотно-сальдовой ведомости, на основании данных которой составляется заключительный баланс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *